Татуировки в японском стиле
Погружение в историю
Впервые решение сделать себе татуировку принял знаменитый император Дзимму. Случилось это в те времена, когда Япония носила название империи Ямато примерно в 600 году до нашей эры. По легенде узоры на коже императора были столь прекрасны, что он без труда покорил сердце прекрасной девушки, которая впоследствии стала его женой. Этот миф и по сей день остается вдохновением для многих романтических натур, принимающих решение набить на коже имена своих возлюбленных или даже их портреты.
Если придерживаться не мифологии, а мнений историков, то происхождение японской татуировки основывается на двух основных версиях:
- Традиция пришла на острова из Китая, как и многие другие культурные течения. Доподлинно известно, что с принятием буддизма японские монахи и последователи стали украшать свои тела молитвенными надписями, символическими изображениями Будды и других божеств. Против этой версии говорит то, что китайская и японская нательная живопись по сути своей очень разные. У китайцев основа кроется в символизме и смысле, узоры достаточно просты и незамысловаты. Японцы тоже придерживаются символизма, но вот графическая реализация куда как более масштабна и богата.
- Влияние кочевых континентальных народов, которые сумели добраться до современных японских островов задолго до китайцев. Коренным населением Японии считаются айны. Сейчас эта народность очень малочисленна, почти все они ассимилировались с местными либо были уничтожены. Тем не менее, влияние айнов на современную японскую культуру огромно, и татуировка – лишь одно из проявлений такого влияния.
По мере развития и становления японского общества смысл татуировки менялся. Одно время она была прерогативой верующих, носила символическое и мистическое значение. Позже, в XVII веке, она стала символизировать социальное положение и профессию обладателя. Например, торговцы морепродуктами изображали на своей коже рыб, пожарные – духов воды, которые должны были защитить их огня. В эскизах прослеживался конкретный смысл и символизм. Интересно, что такое распространение нательной живописи происходило на фоне запретов со стороны правительства. Но тяга к украшению своей кожи была столь сильной, что население игнорировало все эти запреты. Татуировка скрывалась одеждой и тщательно пряталась. Впоследствии власти вынуждены были уступить. Борьба с тату оказалась бессмысленной, все запреты были сняты.
В XIX столетии внешняя политика государства кардинально изменилась. Япония стала открытой страной. Императорский двор изначально опасался, что обилие татуированных людей здесь отпугнет иностранцев. В то время Япония остро нуждалась в образованных европейцах и американцах, на которых возлагались большие надежды – они должны были помочь стране продвинуться в техническом плане. На деле все оказалось иначе. Европейцы были впечатлены красотой местной нательной живописи. Многие стали покрывать свою кожу традиционными орнаментами и узорами. В числе татуированных людей были даже великие государственные деятели того времени: российский император Николай II и английский король Георг. Японский стиль начал активно распространяться по всему миру.
Техника создания
- “Судзи”. Эскиз наносится на кожу при помощи туши насыщенного черного цвета или специального красителя. Он корректируется, чтобы все было идеально – исправляются неровности, продумываются детали.
- “Отсуми”. При помощи особого инструмента татуировщик прорабатывает и фиксирует контур изображения.
- “Бокаси”. Несколькими связанными воедино металлическими иглами мастер трудится над созданием общего фона. Эта стадия завершает “общие” работы. Далее начинаются самые сложные манипуляции, требующие максимального профессионализма и художественного таланта.
- “Цуки-хари”. Посредством тонкой иглы прорабатывается контур, формируются мельчайшие детали орнамента.
- “Хане-бари”. Создается объем посредством проработки теней, полутеней и градиентов. Сложность состоит в том, что татуировщику нужно иметь очень твердую руку и огромный опыт, чтобы до миллиметра контролировать глубину проникновения пигмента под кожу. Окончательный оттенок зависит как от глубины, так и от угла, под которым входит иголка. Здесь требуется колоссальное мастерство.
Конечно, традиционным методом нанесения пользуются лишь некоторые из салонов в Японии. Студия Syndicate Tattoo использует современное оборудование, которое позволяет добиваться прекрасных результатов.
Подвиды
- Гаман. Изображения, которые некогда были доступны исключительно привилегированным гражданам. Как правило, это мужские картины, акцентирующие внимание на храбрости и отваге своего обладателя.
- Иредзуми. Нательная живопись, популярная в кругах якудза – японской мафии.
- Хоримоно. Наиболее традиционный жанр, эскизы для которого нередко представляют собой древние гравюры.
- Какуси-боро. Женский жанр, когда-то доступный исключительно гейшам. Зачастую тату в таком стиле очень интимны, а потому изображаются на участках тела, скрытых от посторонних взглядов.
- Кебори. Стиль, основанный на иероглифах, надписях.
- Бокукеи. Это направление имело карательный характер, изображение наносилось на открытые участки тела и было призвано отметить преступников, воров, каторжников и других асоциальных элементов.
Немного о якудза
Если говорить об особенностях татуировок якудза, то мафиози придерживаются вполне традиционных символов, но добавляют к сюжету определенные черты, свидетельствующие об их образе жизни, любви к риску и азарту, готовности умереть.
Графические особенности
- Большая площадь покрытия. Татуировка и для парней, и для девушек редко отличается небольшим размером. Она являет собой целую картину и наносится на крупные участки кожи. Стоить подобные тату не могут недорого.
- В узоре преобладают красные и черные цвета. Дополнительно мастер может пользоваться желтыми, оранжевыми и зелеными оттенками. Все тона максимально насыщенны и контрастны, на многочисленных фото готовых работ это хорошо видно.
- Плотность. Открытых участков кожи не остается, мастер закрашивает всю ее поверхность. Если такие места вдруг остались, туда наносятся символы или иероглифы, по своему смыслу и внешнему виду соответствующие общему узору.
- Основной узор нередко выполняет функции фона. Получается, что главная смысловая нагрузка ложится на детали. Игнорировать этот момент нельзя – каждый объект, даже самый мелкий, должен быть тщательно продуман.
- Динамичность. Классическая татуировка не статична, она изображает какой-либо сюжет. На лицах главных персонажей рисунка четко прослеживаются эмоции. Представьте себе самурая в ярости, замахивающегося мечом. Вот это и есть традиционная “динамика” японского стиля.
- Четкость контуров. Чем четче проработан контур, тем детальнее выглядит сам узор.
- Асимметрия. Несимметричные рисунки выглядят более динамично и живо, говорят о непостоянстве и постоянном развитии жизни.
- Адаптация к особенностям тела конкретного клиента. Эта особенность особенно актуальна для мужчин атлетического телосложения с выраженным мышечным рельефом. Татуировка подчеркнет рельефность мускулатуры.
Популярные эскизы
- Иероглифы. Безусловный лидер в России. Перед переносом иероглифа на тело нужно точно узнать его значение, обратиться к переводчику. От мастера требуется максимум внимания, так как одна лишняя черточка, ошибка в наклоне линии способна спровоцировать полное изменение смысла. Чаще всего выбираются иероглифы, обозначающие любовь, семью и счастье.
- Дракон. Олицетворение могущества и власти, единства двух противоположных стихий – огня и воды. Японцы верят, что изображение дракона на теле поможет добиться успеха во всех начинаниях. Точный смысл тату зависит от расположения дракона. Например, если он парит в воздухе, то символизирует свободу, а красноглазый дракон говорит о силе духа своего владельца.
- Карп. Это символ удачи. Зачастую карп выполняется в ярких оттенках, преобладают красные и оранжевые цвета. Довольно часто карп помещается в естественную для себя среду обитания – воду. Мастер тщательно прорабатывает пену, волны и брызги. Если клиент хочет, чтобы карп притянул к нему деньги – используется золотистый пигмент.
- Тигр говорит о бесстрашии обладателя. Интересно, что в Японии тигры не водились, их образ копировался с картинок, отчего порой выглядел оригинально.
- Кинтаро. Краснокожий ребенок, символизирующий мужество и силу. Довольно часто он изображается в схватке с карпом.
- Цветочные мотивы. Ветки, лепестки сакуры, лотосы, хризантемы – хороший вариант для представительниц прекрасного пола. Такие тату выполняются в мягких пастельных тонах, выглядят легкими и воздушными, добавляют образу своей обладательницы женственности и привлекательности.
- Маска демона Ханя. Когда-то эта татуировка была самой распространенной среди самураев. Удивительно, что демон никак не связан со злыми духами. Наоборот, маска дарует защиту своему носителю.
- Лисица с девятью хвостами защищает владельца от сглаза и проклятия. Символизирует успех и процветание.
- Нои-Ои – птица, воплощающая жизненную силу и приносящая удачу.
Если вас заинтересовал японский стиль, добро пожаловать в наш салон! Стоимость работы зависит от объема и сложности эскиза, конечная цена всегда рассчитывается индивидуально. Татуировка будет выполнена с учетом всех особенностей и окажется предметом зависти ваших друзей и знакомых.
Мастера Москвы для тату в японском стиле
- Тату в японском стиле 1 500 ₽ / усл.
- Художественная татуировка 1 500 ₽ / усл.
- Татуировки 1 500 ₽ / усл.
Все цены (56)
- Тату в японском стиле 1 500 ₽ / усл.
- Татуировки 1 500 ₽ / усл.
- Тату-чикано уточняется при заказе
Все цены (42)
Очень хороший мастер профессионал своего дела. Всем советаю. Понравилось очень цена и качества.
- Максим
- 18.09.2019
- тату
- Оценка: 5+
- Тату в японском стиле 3 000 — 5 000 ₽ / усл.
- Татуировки 5 000 — 10 000 ₽ / усл.
- Татуаж бровей 10 000 ₽ / усл.
Все цены (68)
Огромное спасибо Владимиру! Работа вышла огонь🔥🔥🔥! Мастер дела, работает в первую очередь на результат! Муж бил свою первую тату, а я обновляла тату 10 летней давности. Работу выполнил быстро и качественно. Очень доброжелательный и приятный человек. Уютный и комфортный офис, музыка класс🤘.Чай, кофе с печеньками))) По соотнешению цена-качества, пожалуй лучший вариант! Будем с мужем ездить и забиваться дальше, а так же буду рекомендовать друзьям.
Татуировки в японском стиле
Татуировки в японском стиле – основанные на восточных мотивах, – это настоящее царство нарисованных драконов и рыбы кои, ратников и гейш. Стилевое изображение разнообразных драконов сходно с изваянием. Они неподвижны, хоть и выглядят летящими: мифический зверь с извивающимся хвостом и широко раскрытой пастью будто замер в полете. Цветовая гамма японского стиля мастером тату выбирается красного, золотого и черного оттенков. Органично также использование нефритового тона и фиолета.
Ярко-оранжевая рыба кои изображается в японской татуировке выскакивающей из бурного течения реки. Гейши и ратники в большинстве своем выглядят в соответствии с традициями Японии: единоборцы – разрубающими воздушные потоки своим холодным оружием, а также сражающимися с такими же, как они, воинами. Для гейш выбираются типичные обстоятельства: девушки сидят, скрестив ноги, и держат шамисен на своих коленях или танцуют, часто их внешнему виду придается соблазнительность при помощи спущенного с плеч кимоно.
Если решили сделать тату в Москве в этом стиле, то придется поискать хорошего специалиста, который не только хорошо рисует, но и разбирается в самом направлении, истории Востока и всеми вытекающими.
Флора в виде растений и цветов не менее популярна в татуировках с восточной экзотикой. В первую очередь – это великолепные лотосы, однако есть и другие цветы с ярким окрасом. Отдается предпочтение глицинии, также прекрасны в японском стиле тату орхидеи, чья изящно извитая веточка с белоснежными цветками и с пурпурно-розовой сердцевиной смотрится эффектно. Не забыто и вариативное изображение японской вишни – сакуры. Особый шик этому цветку придает контрастный перелив двух оттенков – белого и черного. А сидящие на ветвях дерева птички или только что взлетевшие над ними завершают картину тату в этом стиле.
Фон татуировок с восточными мотивами может содержать в себе различный витраж. Орнамент используется и в качестве самостоятельного элемента. Это и геометрия с включением соразмерных повторений, и просто спиралевидные круги, и цветные блоки, часто складывающиеся из различных предметов, например листочков и баттерфляй. Рисунки могут «участвовать» в создании сцен, когда спиральные фигуры превращаются в небо с облаками или кипучий океан. Цветовое решение блоков создается, например, строениями и велосипедами, деревцами и горными вершинами.
У татуировок в японском стиле большая популярность за счет глубинного смысла, вложенного в изображение, а также символического присутствия в каждом элементе.
Путеводитель по культуре японских татуировок
FURFUR продолжает рассказывать своим читателям о современном положении дел в тату-культуре. На этот раз речь пойдет об одной из наиболее древних традиций — японской татуировке.
Японская традиция в татуировке считается одной из самых старых и влиятельных. Ее история насчитывает тысячи лет, а о ее влиянии говорит хотя бы тот факт, что татуировки от японских мастеров носили монаршие особы — король Дании Фридрих IX, английский Эдуард VII и, по преданиям, даже Николая II.
Татуировщик всегда пользовался особым почетом в Японии и считался своего рода художником. По одной из версий поначалу татуировщики работали вместе с художниками по гравюрам: одни делали набросок на теле, а другие его забивали. По другой – татуировщики были теми же художниками по гравюрам, которые сменили профессию. В любом случае процесс обучения было довольно похожим: в течение пяти лет ученик был подмастерьем, мыл полы, смешивал чернила и, главное, учился классическому рисунку.
Прежде всего, учиться к мастерам шли, чтобы разобраться со всеми элементами традиционного дизайна, их значением и правилами их сочетания. В традиционной японской татуировке некоторые элементы часто располагаются вместе. Так, например, пионы традиционно идут в паре с японским львом. Все эти нюансы и являются главной сложностью японской татуировки: чтобы нарисовать дракона, нужно четко знать, что это за вид дракона, ведь это будет определять не только его форму и цвет, но и его расположение на спине. Японцы считают, что как раз этот аспект недоступен для иностранцев — изучить все нюансы и правила по одним лишь книгам невозможно. А наиболее ортодоксальные тату-мастера считают, что сегодня и среди японских татуировщиков нет ни одного татуировщика, который бы понимал это искусство полностью.
Многие старые мастера продолжают использовать для нанесения татуировки бамбуковые палочки тебори.
Традиции японской татуировки сохранялись не только в строгих правилах рисунка, но и в вопросах техники. Многие старые мастера продолжают использовать вместо машинки специальные бамбуковые палочки тебори и утверждают, что с машинкой результат получается совсем другим — машинка прокрашивает кожу более плотно, а палочки позволяют достичь другого уровня градации тонов.
С другой стороны, машинка позволяет значительно сэкономить время — традиционные татуировки-тебори набивались вручную, и на классическую форму татуировки — «костюм», закрывающий все тело от плеч до бедер, — уходит немало времени, порой порядка 200 часов. Хотя для некоторых в этом и заключается своя специфика — легендарный мастер Хориоши III, например, говорит, что на Западе люди делают татуировки слишком быстро и необдуманно, и продолжает удивляться тому, что можно начать и закончить татуировку в один день.
Нужно делать поправку на то, что строгий канон в японской татуировке понемногу сдает позиции: великие мастера доживают свой век. Тот же Хориоши заменил бамбуковые палочки на металлические спицы, и за ним последовали его почитатели, а с 1990-х годов многие и вовсе поменяли спицы на машинку. Традиционное обучение все чаще пасует перед стажировкой в лучших мировых тату-салонах, а наступивший постмодернизм позволяет некоторые вольности в интерпретации классических сюжетов.
В Европе и Америке пытаются делать собственный вид ориентала, который в поисках индивидуальности доводит до курьезов вроде кубической гейши. Татуировщик-ориенталист Оливер Пек так говорит об этом феномене: «Раньше все было по-разному: у Америки, Европы и Японии был свой собственный стиль. Теперь везде все примерно одно и то же, а в Америке делается больше татуировок в японском стиле, чем в самой Японии».
Что происходит сейчас
История про японскую татуировку будет неполной без рассказа о том, как в Японии к этой татуировке относятся. Дело в том, что Япония — одна из немногих стран, в которых сегодня татуировка до сих пор табуирована. Причины этого, в общем-то, понятны: долгое время татуировка сильно ассоциировалась с японской мафией и, к сожалению, продолжает считаться символом мафии, по крайней мере со стороны властей.
В большинство спортзалов и бассейнов не пускают людей даже с крошечными татуировками на внутренней стороне предплечья, а за более широкие татуировки, которые видны на руках и ногах, могут попросить покинуть даже бар или магазин. Одной из последних нашумевших историй была кампания мэра Осаки Тору Хашимото, который под угрозой увольнения заставил всех госслужащих в городе отчитаться о своих татуировках: где они находятся и что изображают.
Трудно сказать, изменится ли со временем ситуация сама собой. С одной стороны, с каждым годом людей, покрытых татуировками, становится все больше, с другой — татуированные японцы продолжают скрывать свои татуировки. Татуировщик Джон Мэк считает, что большинство японцев думают, что у их соседей нет татуировок, а правда в том, что они их просто не показывают.
Джон приехал в Японию делать татуировку у Хориоши и любил вечером пропустить в местном пабе по стаканчику. Когда речь заходила о татуировках, он хвастался своей работой от Хориоши — и каждый раз его просили эту работу показать. Если ситуация располагала, Джон снимал футболку, и дальше иногда происходило удивительное: вслед за ним футболки снимали остальные посетители паба, как мужчины, так и женщины. И оказывалось, что все они были татуированы.
Мастера японской татуировки
Хориоши III
Поговаривают, что в прошлом Хориоши был настоящим гангстером. Хориоши III набивает татуировки уже более 40 лет, а в свое время учился в соответствии со всеми традициями у мастера Хориоши II. Записаться к нему уже невозможно — новых татуировок он не начинает, только лишь доделывает старые.
В свои 65 он остается одним из лучших специалистов по «костюмам» и одной из центральных фигур направления, которая повлияла на всю культуру. На этот момент он является автором 11-ти книг и основателем музея татуировки в порту Йокогамы.
Один из лучших молодых японских татуировщиков. Шиге известен собственным стилем. Конечно, он опирается на японскую традицию, но дает ей собственную интерпретацию, примешивая западные влияния — это работы Пола Роджерса, Эда Харди и моряка Джерри.
В татуировке Шиге долгое время оставался самоучкой, пока в одном из путешествий не встретил Филиппа Лью, у которого решил сделать себе костюм. Несмотря на откровенный неотрадиционализм, высокую оценку работам Шиге дает и сам Хориоши, который даже согласился написать вступление к его книге и отметил в нем, что работы Шиге выходят за рамки традиционной татуировки и уже стали искусством.
Миязо
Еще один современный японский татуировщик, который внимательно относится к традициям, однако вместе с тем имеет собственных почерк и очень необычный стиль. И, хотя Миязо прошел классическое обучение у мастера Хоритсуне II из Осаки, он довольно прогрессивен — например, десять лет назад начал использовать машинку.
Миязо — один из самых влиятельнейших японских татуировщиков сегодняшнего дня, повлиявший, например, на Криса Бренда и Дрю Флорс. О значении Миязо говорит хотя бы тот факт, что вместе с Шиге он будет представлять Японию в документальном сериале Gipsy Gentleman, посвященном миру татуировок.
Майк Рабендалл
Нью-йоркский татуировщик, к которому нужно записываться за год. Майк славится своим уважением к японскому стилю и тем, что делает татуировки для татуировщиков. А однажды он и вовсе делал татуировку трупу (деталей этого события Майк не уточнял). Начинал работать с реализма и ориентала, включая тибетский и китайский, а пришел к традиционному японскому стилю. Еще Майк знатный морализатор: во всех своих интервью советует татуировщикам, которые связываются с ориенталом, читать больше книжек и делать все по правилам.
Филипп Лью
Художник в третьем поколении, Филипп Лью любит японский стиль и отличается редкой свободой мысли. Так, он считает, что использование того или иного стиля не должно делать татуировщика конформистом.
Филипп татуировал с тех пор, как был ребенком. Его отец родился в Японии и вместе с женой (а потом и детьми) путешествовал почти 30 лет по всему миру — Индии, Африке, Полинезии, Америке, чтобы выучиться национальным стилям татуировки. Филипп же славится своей интерпретацией костюмной японской татуровки — он поднял ее на другой уровень, и трудно представить, каким был бы неотрадиционализм без него.
Сергей Буслаев, мастер японской татуировки: «Японский стиль — это прежде всего тот, который опирается на сделанные японцами работы. Перед тем, как такую татуировку сделать, ее нужно исследовать. Большая часть людей об этом не задумываются — есть, конечно, те, кто приходит с конкретной вещью, но это один человек на 50. Остальные просят совета, что им сделать — тогда я даю им переведенные японские книги, чтобы они разобрались что к чему. В Японии есть не только дракон, тигр и карп, у них много самых разных существ, есть и демоны, которые бывают хорошие и плохие, самураи, маски, цветы.
Что касается моего стиля, я начинал с реализма, а потом пришел к японскому стилю. Ориентальная татуировка очень крупная, полный костюм занимает спину и часть ног, и при этом она смотрится красиво цельно — мне интересно создавать такие рисунки, которые становятся частью человека и его дополняют. Такие татуировки требуют много терпения и времени, на них могут уйти месяцы, а порой и годы.
В позапрошлом году очень много людей за карпами приходило.
«Весь символизм я беру из книг, которые написали японские мастера. Почему дракон такого цвета, почему летит вверх и что означает, я стараюсь делать такие татуировки, которые бы соответствовали смыслу. Сейчас очень модно сделать себе карпа, сделать себе дракона, а как, с чем его сочетать, где его лучше сделать и как подумать о том, что в дальнейшем ты захочешь продолжить татуировку, а потом ни туда, ни сюда, об этом никто не задумывается.
В ориентале у нас есть очень крутые мастера, что в Питере, что в Москве. Мне нравятся те, которые понимают, что они рисуют, а не копируют картинки Шиге. Как правило, уважающие себя мастера не делают копии, а мне жалко тех людей, которые всегда будут с этим ходить».