Японский доспех татами до

Катори Синто рю

Муромати / Момояма. 15 — 16 века нашей эры.

Общие сведения.
Последнюю половину шестнадцатого столетия часто называют Сэнгоку Дзидай, или Эпоха Сражений. В течении этого периода почти не прекращавшихся войн, множество даймё соперничали за власть и преобладание над соседями и соперниками. Некоторые из них даже хотели добиться главного приза – стать тэнкабито, или властителем страны. Только два человека в течении этого времени смогли добиться чего-то, близкого к этому: Ода Нобунага (1534-1582) и Тоётоми Хидэёси (1536-1598).

Эти пять десятилетий видели больше усовершенствований, новшеств и переделок в доспехах, чем все предшествующие пять веков. Доспехи подверглись своего рода энтропии, от полностью прошнурованных пластинок к редко шнурованным пластинкам, редко шнурованным сплошным пластинам, склепанным большим пластинам и наконец к сплошным пластинам. Каждый из этих шагов означал, что доспехи стали дешевле и быстрее изготавливались, чем модели до них.

Одним из самых важных факторов, влиявших на доспехи в этот период, были аркебузы с фитильным замком, называемые в Японии тэппо, танэгасима или хинава-дзю (первый термин, вероятно, был самым часто встречающимся в то время). Это создало потребность в тяжелых, пуленепробиваемых доспехи у тех, кто мог себе их позволить. В конце появились сплошные панцири из тяжелых, толстых пластин. Многие сохранившиеся экземпляры имеют многочисленные отметины от проверок, доказывающих мастерство оружейников.

Некоторые историки, специализирующиеся на доспехах, предполагают, что полностью склепанные панцири-ракушки и панцири, со спиной и грудью из одной пластины, были заимствованы из европейских доспехов. Возможно это так, в любом случае это был логический шаг в развитии японских доспехов.

Читайте также:  За сколько сеансов можно удалить тату лазером

В этот период, доспехи европейского происхождения стали популярными символами положения в обществе. Эти доспехи были, конечно, сильно модифицированы, чтобы соответствовать вкусу японцев, фактически оставались только шлем и панцирь. И даже они были “японизированны”. К панцирю была добавлена юбка в японском стиле, а шлем был развернут задом наперед, и к нему была приделана типичная ламеллярная защита затылка.

Самураи могли выбирать защиту для рук и ног из огромного количества стилей. Этот период, более чем любой другой, создал настоящее разнообразие и в вопросах стиля, и в вопросах художественного оформления.

Возрастающее число войск в доспехах на поле боя повлекло за собой огромную потребность в идентификации друзей и врагов. Во второй половине столетия появились знамена, носившиеся на спине, и помогавшие идентифицировать войска в бою. Это знамя называлось сасимоно. Его древко проходило через крепление, расположенное между лопатками, и удерживалось в небольшом кармашке на спине. Другие методы включали изображение герба воина – или герба господина – в центре до. Это было обычным делом для доспехов вассалов, и очень редко встречалось в доспехах, предназначенных для людей высокого положения. Такие люди обычно выделялись богатыми украшениями и экзотической конструкцией своих шлемов.

Фактически период Момояма стал апофеозом доспешного искусства японских мастеров и большая часть доспехов, которые можно сегодня встретить в различных музеях и храмах по всей Японии пришли к нам из этого периода.

Начиная с 1600 года, оружейники создали множество доспехов, полностью непригодных для поля боя. Это было во время Мира Токугава, когда война ушла из повседневной жизни и доспех стал показателем статуса и личного благосостояния его владельца.

Нио-до / Гакихара-до.
Это разновидность хотокэ до с чеканкой, напоминающей истощенное тело голодающего монаха или старика. (Так же они стилизовались как гакихара до, в напоминание о голодных призраках буддистского ада.)

Окэгава-до.
Это доспехи из склепанных полос. Окэгава означает «бока как у бочонка» и относится к очевидно бочкообразной форме панциря и его конструкции.
Существует два варианта: ёкохаги (горизонтальный) и татэхаги (вертикальный) до. Самый распространенный вид — это ёкохаги окэгава ни-май до, в котором пластины склепаны в горизонтальные ряды, и под левой рукой расположены единственные петли. Хотя оружейники и коллекционеры могут использовать термин «двустворчатый» чтобы описать все доспехи с единственными петлями, но когда этот термин используют, как правило подразумевается окэгава до. Полосы могут быть прямыми, вырезанными, чтобы изображать пластинки, волнообразными и т.д. Заклепки обычно притоплены в поверхность, хотя приподнятые заклепки с низким куполом так же распространены.
Это одна из наиболее часто встречающихся форм доспехов для слуг, она изготовлялась в огромных количествах как по современным шаблонам с использованием узких полос, так и по старым с их широкими полосами. Доспехи, изготовлявшиеся таким образом как массовая продукция, часто называли окаси (одалживаемый) до.

Татами-до.
Татами означает «сворачивающийся». Эти доспехи часто можно увидеть одетыми на безымянных ордах низкоранговых вассалов в самурайских фильмах. Пластины размером с визитку, имеют прямоугольную, шестиугольную форму или их комбинации. Пластины соединяются кольчугой и пришиваются на тканевую подкладку. Дешевейшие из дешевых комплектов имеют просто пришитые к ткани пластины, без кольчужных соединений. Кусадзури может быть как обычными пластинами на шнурах, так и выполненным в той же складывающейся технике, что и до.


Хатомунэ-до.
Хатомунэ до (лит. “панцирь с голубиной грудью”) был навеян европейскими кирасами. Многие хатомунэ до были сделаны из привозных португальских доспехов, в то время как другие изготовлялись внутри страны по идентичным шаблонам. Кроме того, хатомунэ до создавались путем добавления брюшного ребра в окэгава или хотокэ до. По конструкции они могли быть гладкими (в одну пластину) или ламеллярными.

Хисинуй нуйнобэ-до.
Это доспех изготовленный из иё-дзанэ, либо их имитации. Термин означает примерно «сшитый вширь» относится к горизонтальной шнуровке сита-гарами, используемой в рядах иё дзанэ. Встречается во множестве вариантов, но наиболее частый из них — двустворчатый.
Это очень зрелищный вид доспеха, хотя его защитные свойства оставляют желать лучшего в связи с практически полным отсутствием наложения пластин друг на друга.
Термин «хисинуй до» фактически относится к технике изготовления, которая применяется к другим стилям (почти исключительно ёкохаги окэгава до). Эта техника так бросается в глаза, что подобная конструкция перевешивает все ссылки на другие стили. Вместо заклепок или шнуровки, используются хисинуй (перекрестья шнура) либо скрепляя полосы друг с другом (в том, что иначе было бы признано ёкохаги окэгава до или нуйнобэ до), либо просто украшают гладкую поверхность (в случае хотокэ до).

Хотокэ-до.
Гладкие панцири, на которых не видно следов полос называются хотокэ до. Это японская версия округлого нагрудника. Термин Хотокэ означает «Будда» и произошло от гладкого, круглого живота буддистской статуэтки.
Обычно они встречаются в двустворчатой форме, но го-май до (пятичастные панцири) так же распространены. Варианты из пяти пластин часто путают с юкиносита или сэндай до, но как правило (не всегда) хотокэ до выделяет отсутствие отдельной мунаита. Другой секрет состоит в том, что юкиносита до без вариантов имеет большое число наборов кусадзури, девять или одиннадцать, в то время как кусадзури на хотокэ до придерживается традиционного числа и шаблона.

Юкиносита-до / Сэндай-до.
Единственный до, названный в честь оружейника, который можно идентифицировать, это юкиносита до. Достоверно известно, что он назван в честь Юкиносита Дэнситиро Хисайэ, разработавшего конструкцию в Сагами где-то после 1573-го года. Эти доспехи существуют только как панцири из пяти частей. Так же, они называются сэндай до в честь города на севере, который был столицей великого даймё Датэ Масамунэ, экипировавшего ими всю свою армию. Юкиносита до — очень простые доспехи, элегантные в своем отсутствии претенциозности.
В добавок к их вытянутым, гладким поверхностям, они отличаются большим числом наборов кусадзури и использованием кохирэ (крылышек), выступающих из плечевых полос за края плечей, защищая их. Юкиносита до вообще не требовали содэ и часто не комплектовались ими.

Татами (японские доспехи) — Tatami (Japanese armour)

Татами (畳 具足), или татами гусоку (от татаму畳 む, «складывать») и гусоку (что означает полный комплект доспехов), были типом легких переносных складных японских доспехов, которые носили в феодальную эпоху Япониикласс самураев и их пехотинцы ( асигару ). ДЕЛАТЬ Тата (складной панцирь) или таты Катабир (бронированный оболочка) были основными компонентами полного костюма тат брони.

Содержание

Структура

Маты гусок (полный костюм складного брони) включает в себя тата ДЕЛАТЬ или тата Катабира (куртку) и тата Кабуто (шлет) Chochin Кабуто или маты Zukin (капот) или подобный тип защиты головы наряду с другими связанными частями полный комплект японских доспехов . Складная защита головы, такая как хачи гане и другие складные доспехи, также являются доспехами татами ; традиционное кабуто также могло быть частью татами гусоку.

Доспехи татами были легкими, портативными, удобными для транспортировки и производились недорого для легкой пехоты асигару . Доспехи татами носили все классы самураев, от высшего до низшего. Самураи более высокого класса носили сложные доспехи, в то время как самураи и вассалы более низкого класса носили более простые версии.

В своей книге Оружие и доспехи самураев: История вооружениях в древней Японии Ян Боттомли показывает Karuta татами делать и Karuta матами Кабуто (стр 88.), А также рассматриваются различные типы матами ДЕЛАТЬ Karuta гане ДЕЛАТЬ и Кикко гане ДЕЛАТЬ на п. 91. Джордж Кэмерон Стоун показывает доспехи кикко татами на с. 606 его книги «Глоссарий конструкции, украшения и использования оружия и доспехов» .

Типы доспехов татами

Доспехи карута татами

  • Карута — это небольшие лакированные квадратные или прямоугольные железные (иногда кожаные) пластинки, обычно соединенные между собой кольчужными кольцами и пришитые к тканевой основе.
  • Складной костюм самураев периода Эдо из доспехов татами гусоку полностью соответствовал комплекту с карута татами до и тётин кабуто .

    Карута татами до и карута дзукин (капюшон).

    Самурай периода Эдо карута татами до в стиле хара-атэ .

    Кикко татами броня

    • Кикко — это маленькие железные или кожаные шестиугольные пластинки, обычно соединенные вместе кусари или кольчуги и пришитые к тканевой основе.
    • Период Эдо тэцу кикко татами до . Легкая переносная складная кираса из татами, сделанная из небольших металлических пластинок шестиугольной формы ( кикко ), пришитых к тканевой основе.

      Период Эдо кикко татами до . Кираса с небольшими шестигранными бронепластинами кикко . В Кикко соединены друг с другом кольчуги и сшиты к тканевой основе.

      Кикко татами до периода Эдо в сложенном виде.

Оцените статью