Путеводитель по культуре японских татуировок
FURFUR продолжает рассказывать своим читателям о современном положении дел в тату-культуре. На этот раз речь пойдет об одной из наиболее древних традиций — японской татуировке.
Японская традиция в татуировке считается одной из самых старых и влиятельных. Ее история насчитывает тысячи лет, а о ее влиянии говорит хотя бы тот факт, что татуировки от японских мастеров носили монаршие особы — король Дании Фридрих IX, английский Эдуард VII и, по преданиям, даже Николая II.
Татуировщик всегда пользовался особым почетом в Японии и считался своего рода художником. По одной из версий поначалу татуировщики работали вместе с художниками по гравюрам: одни делали набросок на теле, а другие его забивали. По другой – татуировщики были теми же художниками по гравюрам, которые сменили профессию. В любом случае процесс обучения было довольно похожим: в течение пяти лет ученик был подмастерьем, мыл полы, смешивал чернила и, главное, учился классическому рисунку.
Прежде всего, учиться к мастерам шли, чтобы разобраться со всеми элементами традиционного дизайна, их значением и правилами их сочетания. В традиционной японской татуировке некоторые элементы часто располагаются вместе. Так, например, пионы традиционно идут в паре с японским львом. Все эти нюансы и являются главной сложностью японской татуировки: чтобы нарисовать дракона, нужно четко знать, что это за вид дракона, ведь это будет определять не только его форму и цвет, но и его расположение на спине. Японцы считают, что как раз этот аспект недоступен для иностранцев — изучить все нюансы и правила по одним лишь книгам невозможно. А наиболее ортодоксальные тату-мастера считают, что сегодня и среди японских татуировщиков нет ни одного татуировщика, который бы понимал это искусство полностью.
Многие старые мастера продолжают использовать для нанесения татуировки бамбуковые палочки тебори.
Традиции японской татуировки сохранялись не только в строгих правилах рисунка, но и в вопросах техники. Многие старые мастера продолжают использовать вместо машинки специальные бамбуковые палочки тебори и утверждают, что с машинкой результат получается совсем другим — машинка прокрашивает кожу более плотно, а палочки позволяют достичь другого уровня градации тонов.
С другой стороны, машинка позволяет значительно сэкономить время — традиционные татуировки-тебори набивались вручную, и на классическую форму татуировки — «костюм», закрывающий все тело от плеч до бедер, — уходит немало времени, порой порядка 200 часов. Хотя для некоторых в этом и заключается своя специфика — легендарный мастер Хориоши III, например, говорит, что на Западе люди делают татуировки слишком быстро и необдуманно, и продолжает удивляться тому, что можно начать и закончить татуировку в один день.
Нужно делать поправку на то, что строгий канон в японской татуировке понемногу сдает позиции: великие мастера доживают свой век. Тот же Хориоши заменил бамбуковые палочки на металлические спицы, и за ним последовали его почитатели, а с 1990-х годов многие и вовсе поменяли спицы на машинку. Традиционное обучение все чаще пасует перед стажировкой в лучших мировых тату-салонах, а наступивший постмодернизм позволяет некоторые вольности в интерпретации классических сюжетов.
В Европе и Америке пытаются делать собственный вид ориентала, который в поисках индивидуальности доводит до курьезов вроде кубической гейши. Татуировщик-ориенталист Оливер Пек так говорит об этом феномене: «Раньше все было по-разному: у Америки, Европы и Японии был свой собственный стиль. Теперь везде все примерно одно и то же, а в Америке делается больше татуировок в японском стиле, чем в самой Японии».
Что происходит сейчас
История про японскую татуировку будет неполной без рассказа о том, как в Японии к этой татуировке относятся. Дело в том, что Япония — одна из немногих стран, в которых сегодня татуировка до сих пор табуирована. Причины этого, в общем-то, понятны: долгое время татуировка сильно ассоциировалась с японской мафией и, к сожалению, продолжает считаться символом мафии, по крайней мере со стороны властей.
В большинство спортзалов и бассейнов не пускают людей даже с крошечными татуировками на внутренней стороне предплечья, а за более широкие татуировки, которые видны на руках и ногах, могут попросить покинуть даже бар или магазин. Одной из последних нашумевших историй была кампания мэра Осаки Тору Хашимото, который под угрозой увольнения заставил всех госслужащих в городе отчитаться о своих татуировках: где они находятся и что изображают.
Трудно сказать, изменится ли со временем ситуация сама собой. С одной стороны, с каждым годом людей, покрытых татуировками, становится все больше, с другой — татуированные японцы продолжают скрывать свои татуировки. Татуировщик Джон Мэк считает, что большинство японцев думают, что у их соседей нет татуировок, а правда в том, что они их просто не показывают.
Джон приехал в Японию делать татуировку у Хориоши и любил вечером пропустить в местном пабе по стаканчику. Когда речь заходила о татуировках, он хвастался своей работой от Хориоши — и каждый раз его просили эту работу показать. Если ситуация располагала, Джон снимал футболку, и дальше иногда происходило удивительное: вслед за ним футболки снимали остальные посетители паба, как мужчины, так и женщины. И оказывалось, что все они были татуированы.
Мастера японской татуировки
Хориоши III
Поговаривают, что в прошлом Хориоши был настоящим гангстером. Хориоши III набивает татуировки уже более 40 лет, а в свое время учился в соответствии со всеми традициями у мастера Хориоши II. Записаться к нему уже невозможно — новых татуировок он не начинает, только лишь доделывает старые.
В свои 65 он остается одним из лучших специалистов по «костюмам» и одной из центральных фигур направления, которая повлияла на всю культуру. На этот момент он является автором 11-ти книг и основателем музея татуировки в порту Йокогамы.
Один из лучших молодых японских татуировщиков. Шиге известен собственным стилем. Конечно, он опирается на японскую традицию, но дает ей собственную интерпретацию, примешивая западные влияния — это работы Пола Роджерса, Эда Харди и моряка Джерри.
В татуировке Шиге долгое время оставался самоучкой, пока в одном из путешествий не встретил Филиппа Лью, у которого решил сделать себе костюм. Несмотря на откровенный неотрадиционализм, высокую оценку работам Шиге дает и сам Хориоши, который даже согласился написать вступление к его книге и отметил в нем, что работы Шиге выходят за рамки традиционной татуировки и уже стали искусством.
Миязо
Еще один современный японский татуировщик, который внимательно относится к традициям, однако вместе с тем имеет собственных почерк и очень необычный стиль. И, хотя Миязо прошел классическое обучение у мастера Хоритсуне II из Осаки, он довольно прогрессивен — например, десять лет назад начал использовать машинку.
Миязо — один из самых влиятельнейших японских татуировщиков сегодняшнего дня, повлиявший, например, на Криса Бренда и Дрю Флорс. О значении Миязо говорит хотя бы тот факт, что вместе с Шиге он будет представлять Японию в документальном сериале Gipsy Gentleman, посвященном миру татуировок.
Майк Рабендалл
Нью-йоркский татуировщик, к которому нужно записываться за год. Майк славится своим уважением к японскому стилю и тем, что делает татуировки для татуировщиков. А однажды он и вовсе делал татуировку трупу (деталей этого события Майк не уточнял). Начинал работать с реализма и ориентала, включая тибетский и китайский, а пришел к традиционному японскому стилю. Еще Майк знатный морализатор: во всех своих интервью советует татуировщикам, которые связываются с ориенталом, читать больше книжек и делать все по правилам.
Филипп Лью
Художник в третьем поколении, Филипп Лью любит японский стиль и отличается редкой свободой мысли. Так, он считает, что использование того или иного стиля не должно делать татуировщика конформистом.
Филипп татуировал с тех пор, как был ребенком. Его отец родился в Японии и вместе с женой (а потом и детьми) путешествовал почти 30 лет по всему миру — Индии, Африке, Полинезии, Америке, чтобы выучиться национальным стилям татуировки. Филипп же славится своей интерпретацией костюмной японской татуровки — он поднял ее на другой уровень, и трудно представить, каким был бы неотрадиционализм без него.
Сергей Буслаев, мастер японской татуировки: «Японский стиль — это прежде всего тот, который опирается на сделанные японцами работы. Перед тем, как такую татуировку сделать, ее нужно исследовать. Большая часть людей об этом не задумываются — есть, конечно, те, кто приходит с конкретной вещью, но это один человек на 50. Остальные просят совета, что им сделать — тогда я даю им переведенные японские книги, чтобы они разобрались что к чему. В Японии есть не только дракон, тигр и карп, у них много самых разных существ, есть и демоны, которые бывают хорошие и плохие, самураи, маски, цветы.
Что касается моего стиля, я начинал с реализма, а потом пришел к японскому стилю. Ориентальная татуировка очень крупная, полный костюм занимает спину и часть ног, и при этом она смотрится красиво цельно — мне интересно создавать такие рисунки, которые становятся частью человека и его дополняют. Такие татуировки требуют много терпения и времени, на них могут уйти месяцы, а порой и годы.
В позапрошлом году очень много людей за карпами приходило.
«Весь символизм я беру из книг, которые написали японские мастера. Почему дракон такого цвета, почему летит вверх и что означает, я стараюсь делать такие татуировки, которые бы соответствовали смыслу. Сейчас очень модно сделать себе карпа, сделать себе дракона, а как, с чем его сочетать, где его лучше сделать и как подумать о том, что в дальнейшем ты захочешь продолжить татуировку, а потом ни туда, ни сюда, об этом никто не задумывается.
В ориентале у нас есть очень крутые мастера, что в Питере, что в Москве. Мне нравятся те, которые понимают, что они рисуют, а не копируют картинки Шиге. Как правило, уважающие себя мастера не делают копии, а мне жалко тех людей, которые всегда будут с этим ходить».
Ориентал
Японская татуировка это древнее искусство. Самыми ранними свидетельствами о татуировке в Японии считаются найденные при раскопках глиняные фигурки Догу, сделанные в конце периода Дземон (14,000-400 до н.э.) доисторической Японии. Большинство из них имеют следы на лице, груди и плечах, которые предполагают нанесение татуировок. Принято считать, что татуировка означала социальный ранг, а так же служила для отражения злых духов и диких животных.
Первое письменное упоминание о японской татуировке приходится на 3 век н.э. В хрониках описывалось, что люди знатного происхождения в Японии носили на лицах узоры, татуировка была привилегией знати. Постепенно развиваясь и усложняясь, она из простых рисунков превратилась в настоящее искусство.
Но начиная с 7 века декоративная татуировка попала в официальную немилость и стала использоваться в качестве наказания. Использовались определенные символы, обозначающие тяжесть преступления и даже места их совершения. Люди с подобными отметинами подвергались остракизму со стороны их семей и исключались из общественной жизни. Поэтому подобное наказание было для японцев очень тяжелым.
Это продолжалось вплоть до конца 17 века., когда пенитенциарные нанесения татуировок были в значительной степени заменены другими формами наказания. Одной из причин является то, что декоративные татуировки стали популярными и преступники закрывали свои штрафные рисунки большими декоративными. Отсюда и историческое происхождение ассоциации татуировок и организованной преступности в Японии. Татуировки становятся отличительной чертой представителей якудза (японской мафии). Из-за этой связи нанесение татуировок было объявлено вне закона. Однако запрет не помешал росту популярности последних, особенно у представителей более низких социальных слоев: рабочих, ремесленников, пожарных, гейш.
Запреты не касались иностранцев, и в 19 веке открыли свои студии лучшие мастера, чье уникальное искусство привлекало уважаемых клиентов из-за рубежа, вплоть до монарших особ, таких как король Дании Фридрих IX, английский Эдуард VII, Николай II.
Стиль Oriental включает в себя три основных направления: иредзуми, гаман и какуси-боро.
Иредзуми ассоциируется с преступным миром, т.к. изначально целью сложных узоров было скрыть под собой позорные знаки наказания. А позже подобная роспись стала непременным атрибутом представителей якудза. Самым ярким и популярным сюжетом этого стиля является японский дракон, символ неограниченной силы, власти и мудрости. Образ дракона, его размер, цвет могли рассказать о принадлежности его обладателя к конкретной группировке, и его месте в иерархии.
Гаман считался привилегированным стилем, он украшал знатных мужчин, воинов, отличившихся в боях и на службе на благо общества, подчеркивая их силу и мужество, демонстрируя высокие человеческие качества.
Третье направление какуси-боро самое необычное и интересное. Это были женские тайные рисунки. В специальные надрезы на теле втиралась рисовая пудра, и рисунки проявлялись только в моменты сильного возбуждения или принятия ванны. Так что видеть их могли только самые близкие.
Традиционная японская татуировка состоит из одной основной конструкции, которая покрывает заднюю часть тела и простирается на руки, ноги и грудь, по форме напоминая кимоно. Рисунок прерывается на шее, лодыжках и запястьях, чтобы татуировку можно было скрыть под одеждой. Конструкция требует значительных затрат времени, денег и эмоциональной энергии. Работа выполняется при помощи традиционного инструмента тебори, представляющего собой иглу, закрепленную на длинной бамбуковой палочке. Считается, что именно традиционный инструмент позволяет создать уникальный рисунок. На создание полного узора порой уходит не один год. .Выдержать довольно болезненную процедуру нанесения татуировки в течение долгого временя, требовавшегося для создания сложных многоцветных композиций, под силу не каждому. Но древняя техника постепенно уходит в историю. Современные мастера все чаще используют в работе электрические иглы, заменяя ими тебори.
Создавая свои произведения, мастера черпали вдохновение в духовных легендах и философских притчах. Поэтому каждый сюжет несет определенный смысл, полон зашифрованных символов. Драконы, как символ мудрости и уверенности в себе, карпы, символизирующие смелость, тигр, как символ бесстрашия, змея — символ защиты от бед и болезней, пион, цветок богатства и процветания, цветы сакуры, символ короткой жизни воина и преходящей молодости, иероглифы, самураи и гейши. Вот небольшой перечень из богатой палитры узоров, используемой мастерами японской татуировки.
Значение имеют не только отдельные символы, но и их сочетание, и расположение на теле, поэтому японские татуировки отличаются асимметричностью. Рисунки, как правило, яркие и красочные, с четким выделением основного мотива и декоративным контуром. Основной узор часто обрамляется мелкими деталями с соблюдением единой композиции, в которую в качестве элементов включаются и такие части тела, как соски или пупок. Важно разбираться в элементах традиционного дизайна, их сочетаниях и значениях, что является главной сложностью японской татуировки. Овладение данной техникой требует серьезного и глубокого изучения предмета.
Считается, что в Японии осталось не более 100 мастеров, владеющих традиционным стилем татуировки.
Несмотря на богатую историю, в современной Японии наличие татуировки в целом воспринимается негативно, особенно старшим поколением. Это связано с тем, что татуировка считается символом принадлежности к преступному миру, якудза. Так наличие татуировки может, к примеру, негативно сказаться на профессиональной карьере. Посетителей, имеющих на теле татуировки, не пускают в места для общественного купания больше половины японских отелей, причем это касается не только местных жителей, но и иностранных туристов.