По наиболее распространенной версии в V в. до н. э. татуировка была заимствована у Китая, где использовалась с XI в. до н. э. В III в. н. э. китайские путешественники, посетившие Японию, отметили в хронике Сан-куочи, что люди знатного происхождения здесь отличаются от простонародья тем, что носят на лицах рисунки. По другой теории татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодоря Айнам жившими по соседству с японцами в период с 7000 по 250 год до н.э. Наиболее распространенная среди самих японцев легенда гласит что, мифический правитель Японии Джимму (660-585 д.н.э.) носил настолько эффективные татуировки, что восхитил царицу Сенойататару сложившую в их честь поэму. Поэтому в Японии до 500 года украшение тела татуировкой было привилегией императоров, позднее оно превратилось в декоративное искусство.
Благоприятный климат для бурного развития искусств, созданный историческими событиями XVII в., поспособствовал возникновению прекрасной художественной татуировки как отдельной ветви искусства. Со временем тату-мода стала обязательной в определенных общественных кругах. В начале XIX в. в крупнейшем японском городе Эдо (нынешний Токио) татуирование тела прижилось настолько, что в списке семи чудес столицы наверняка оказался бы ремесленник, не имеющий накожных рисунков.
Чтобы привлечь внимание клиентов начинают украшать свое тело красивыми татуировками куртизанки. С помощью татуировок ойран и таю обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрытая разноцветными узорами кожа казалась некой имитацией одежды, делая при этом женщину еще более соблазнительной. Нетатуированными в этом случае оставались только лицо, ладони и ступни. Нередко между ойран и ее партнером возникали сильные чувства, и тогда они татуировались вместе. Например, в знак верности друг другу на руки наносились родинки, так чтобы при сцеплении ладоней метки взаимно прикрывались большими пальцами рук. Накалывались имена возлюбленных, сопровождающиеся иероглифом иноти — судьба, что по-русски можно трактовать как любовь до гроба.
Частью японской традиции являются татуировки цветов: пион символизирует богатство и удачу, хризантема – решительность и самообладание, сакура — «мы на этой земле всего лишь гости».
Самураи делали татуировку в виде цветов сакуры и хризантемы, давая понять тем самым, что они могут умереть на поле сражения в любой момент и для этого у них достаточно решимости. Недолгий жизненный цикл японской вишни – мимолетность жизни. А жизнь самурая была подобна цветению сакуры. Татуировка в виде розовых цветов цветущей вишни прославилась и далеко за пределами Японии, особенно среди женщин.
Популярность татуировки росла и благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней новый способ достижения экспрессии на сцене. В конце XVIII в. одной из наиболее красивых татуировок мог похвастаться выдающийся актер Накамура Утаэмон IV. По примеру актеров мода на татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии. Период на рубеже XVIII — XIX веков считается золотым в истории японского тату. Мотивы росписи стали не только украшением тела, но и предметом для размышлений.
Как правило, татуировки изображают легендарных героев либо религиозные сюжеты, которые могут перемежаться с цветами, пейзажами, символическими животными, такими как драконы и тигры, на фоне волн, облаков или лучей, и в движении, что делает их восприятие трехмерным, так как основными мотивами японских татуировок служили древние сказки и легенды связанные с морем. В японской татуировке нашла себе место также многочисленная группа святых, самураев и монахов, куртизанок, гейш, актеров театра кабуки, борцов сумо и т.д.
Чаще всего мотивами татуировок были дракон и карп. Обретение татуировкой популярности и ее возведение в ранг искусства обусловили высокий престиж наиболее популярных японских татуировщиков, которых называли хори. Это название происходит от главного «хору», который означает действие «нанесения гравировки» или «копки», в то время как понятие «хори-моно» соответствует слову «татуировка». Еще и сегодня в Японии помнят имена знаменитых мастеров татуировки периода Эдо. К числу их относят: Хори Июуа, Каракуса-Гонта, Кон Кондзиро, Накамон, Кането, Яккозеи, Дарумакин, Ику. До наших дней выдающиеся современные специалисты хори-моно отказываются использовать электрическую машинку нанесения татуировок.
Во время работы татуировщики пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка – комплект из тридцати иголок в форме пучка. Эта связка иголок называется «хари».
В процессе выполнения японской татуировки выделяют пять фаз. Первая фаза («судзи»), основана на нанесении на кожу эскиза мотива и всей композиции при помощи черной туши или же специального красителя, который прочно удерживается на коже. Для выполнения этой работы достаточно одного сеанса.
Вторая фаза – выделение и закрепление контура инструментом с закрепленным на нем от одной до четырех иголок, которые погружают в очень густую черную тушь. Третья фаза основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это позволяет достичь нужного наполнения композиции цветом и тона.
Четвертая фаза, называемая «тсуки-хари» («тсуки» — пробивать и «хари» — связка иголок), состоит в неглубоком накалывании небольшим количеством иголок значительных фрагментов поверхности тела без его оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются в тело.
Пятая фаза заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубина накалывания при этом точно контролируется. Применение этой техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании поверхности композиции. Эта процедура наименее болезненная, поскольку тщательно контролируется, и в то же время наиболее сложная технически.
Японские татуировщики используют преимущественно черный и красный пигменты, реже – бронзовый и совсем редко – зеленый и желтый. После каждой процедуры нанесения татуировки клиент обязан принять ванну. Это улучшает самочувствие и делает татуировку более эффективной.
Людей с только что сделанной татуировкой предостерегают от употребления алкоголя, поскольку алкоголь в сочетании с только что проведенным накалыванием кожи может привести к отравлению организма.
Однако со временем искусство тату стало символом преступного мира. В Древней Японии человек с татуировкой был персоной нон грата: его изгоняли из семьи и общества, обрекая на полную изоляцию. Существуют сведения, что уже в VIII веке в стране восходящего солнца использовались татуировки-наказания. Одному из заговорщиков, решивших свергнуть существующую власть, нанесли татуировку прямо возле глаз, чтобы все знали, какое страшное преступление он задумал. Четыре века спустя отделение преступников от законопослушного населения с помощью нанесения тату получило широкое распространение. Причём в разных княжествах и провинциях клеймили в виде наказания по-разному. В местечке Чукудзен провинившимся за первое преступление наносили на лоб горизонтальную линию, за второе — дугообразную, за третье — еще одну линию.
Эти 3 черты составляли иероглиф «ину», что значит «собака» (в небогатом словаре японских ругательств данное слово является одним из самых страшных). Также преступников метили и кругом на левом плече, и двойной линией вокруг бицепсов левой руки (каждое новое преступление добавляло по линии), и иероглиф «аку», что в перевод означает «злодей». Поэтому первоначально татуировки якудза несли за собой смысл скрыть татуировки-наказания, — на теле преступников татуировки делались обычно на видном месте и могли даже рассказать, в какой тюрьме они отбывали наказание. Ирэдзуми — попытка «спрятать» метку преступника стилизацией и введением дополнительных мотивов.
Якудза уже в течение столетий используют обширные татуировки, как знак принадлежности к какой-либо группе, а также чтобы обозначить своё положение в группе. Кроме того, при вступлении в якудза крестьяне и ремесленники получали новые, воинственно звучащие имена, такие как Тигр и журавль, Девять драконов, Ревущая буря и т. д., которые затем наносились в виде картин на спину или грудь. Японская классическая татуировка, унаследованная якудза, отличается красотой, разнообразием сюжетов и цветов и несет в себе скрытый смысл, непонятный для непосвященных.
Дракон — символизирует власть и силу, и одновременно объединяющий огонь и воду. Могущественным и красивым животным во все времена для японцев оставался дракон. Согласно мифологическим верованиям тацу, как называют драконов в Японии, живущие рядом с водоемами, имеют близкие связи с богами. Это одна из причин популярности татуировок в виде драконов. Для японцев изображение дракона должно приносить удачу
Размер, стиль, местоположение татуировки может поменять смысл. Например, дракон, обернувшийся вокруг меча и впившийся в вас взглядом ярко-красных глаз, демонстрирует власть и силу его владельца. Парящий над облаками дракон, – решимость на всё ради свободы и независимости.
Карп — символизирует мужество, отвагу, стоицизм. Особое место занимают разнообразные морские и вообще водные мотивы, что объясняется просто: жизнь многих японцев тесно связана с морем.
По этой причине в японской татуировке часто рядом с водными созданиями появляется мотив волны, служащий в качестве фона и выявления фактуры тела. Иногда он диктует стилистическое своеобразие.
Тигр – символ бесстрашия. Несмотря на то, что в Японии тигра можно встретить крайне редко, художники тату, начиная с конца периода Эдо, его изображают часто. В большей степени благодаря одному из героев романа «Суйкодэн», у которого на спине была татуировка в виде тигра.
Чаще всего, изображение несколько искаженное, так как увидеть тигра можно было только на китайских картинах. Упорство, власть, господство, — символика, связанная с тигром. Тигр, выпустивший когти или набрасывающийся на добычу расскажет об агрессивном нраве хозяина татуировки.
Змеи, с которыми связаны многие религиозные обряды у Японии в далеком прошлом, символизирует регенеративную природу самой жизни. В японской традиции змея связана с божественным женским началом – мудростью и хитростью.
Самая известная японская татуировка, наверное, все-таки маска демона ханя, хотя к дьяволу она никакого отношения не имеет. Маска, напротив, может отвратить зло. Жила когда-то молодая женщина, которая влюбилась в монаха.
Но любовь осталась неразделенной, ярость исказила её красивое лицо и она превратилась в они (демон). Маску ханя используют в представлениях театра Но, изображая женщин, которые обращаются в монстров из-за ревности и злобы. Татуировку в виде маски ханя делали самураи, веря в то, что и падшие ангелы будут их хранить.
Демоны, монстры, можно сказать почитаемая тема в японской культуре, тем более в татуировании. По мнению японцев татуировки такого рода, наоборот, будут оберегать и охранять. Демон-собака (Инуяся), демон-сороконожка, лисы, тануки – частые персонажи татуировки в японском стиле.
Наиболее бросающаяся в глаза черта японской татуировки – это ее обширность. Татуировка, которая последовательно на протяжении нескольких лет выполнялась человеку, могла привести к возникновению композиции в форме «кимоно» или «распахнутого плаща». Такая татуировка носит название полной и плотно покрывает торс, оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней заканчивается на бедрах.
Также отличительными чертами является наличие ярко выраженных мотивов: — обычно выделяется один — основной, и большое количество мелких, с помощью которых заполняется вся поверхность кожи. Они часто оплетают и создают фон для ведущего. В качестве второстепенных могут использоваться так же орнаменты (обычно геометрические) и надписи.
— многоцветность, интенсивность, контрастность цветов (чаще всего встречаются чёрный и красный цвета), — выразительность и экспрессия, достигающиеся использованием знаний человеческой анатомии, в первую очередь мышечной ткани (изображение наносится таким образом, что бы создавался эффект движения при работе мышц), вплетения в мотив рисунка частей тела (пупок, ключицы, соски становились элементами общего мотива), — подчёркивание контуров: кромки основных мотивов оттенялись либо выделялись декоративным контуром. символизм — практически любой мотив японской татуировки — символ.
Мастера тату Японии продолжают выполнять заказы, передавая мастерство из поколения в поколение, вместе с неповторимым способом татуирования (традиционное искусство татуировки подразумевает канонический способ изготовления с использованием бамбука и семейных рецептов красителя) Широко известны школы японских мастеров татуировки, студии и семейные кланы (Horitoshi, Horitama, Irezumi и иные) Мастера прочих континентов, так же предлагают в услугах «японскую татуировку», однако, несмотря на качественную работу — истинно традиционный способ изготовления японской татуировки остается только в самой Японии в рамках кланов.