- Якутский орнамент: значение, классификация и виды символов
- Немного из истории орнамента
- Как классифицировали орнамент другие ученые и этнографы?
- Классификация орнамента по традиционному принципу
- Присутствие в орнаменте следов животных
- Какие виды якутских орнаментов бывают?
- Необычный «гребенчатый» орнамент
- Модификации «гребеночного» узора
- Мотивы с изображением крестов
- Ромбические мотивы в рисунке
- Применение в народном творчестве зигзагов
- Несколько слов о других геометрических мотивах
- Почему фигура человека не реалистична?
- Мифические мотивы в искусстве
- Изображения растений в рисунках
- Ряды, столбцы и повторения
Якутский орнамент: значение, классификация и виды символов
В культуре каждого народа есть искусство, актуальность которого не теряется, а приумножается с годами. Именно так обстоит дело с якутским народным искусством, которое еще называют орнаментальным. А все потому, что в нем преимущественно преобладает неповторимый и не похожий на какие-либо другие рисунки и изображения якутский орнамент. Что же он собой представляет? Каким бывает? Что означает?
Немного из истории орнамента
Данный вид искусства имеет долгую историю, уходящую своими корнями в далекие времена. Однако из-за определенной путаницы в общем понятии народного орнамента, искусство рукоделия Якутии долгое время оставалось незаметным. Его не выделяли как отдельный вид народного творчества, напрасно приобщая к народному орнаменту в целом. И, конечно, никто не пытался его изучить и расшифровать. Впервые значение якутского орнамента попыталась выяснить народный якутский живописец М. М. Носов.
Художник одним из первых обобщил и выделил несколько классификаций данного рисунка. Согласно его наблюдениям, используемый материал можно разделять по ряду признаков. К примеру, он выделил определенную хронологическую последовательность.
В исследуемых образцах присутствовали орнаменты, характерные для доисторической эпохи (древние якутские орнаменты), элементы религиозного характера, изображения общественного значения (экипажи, упряжь). Рисунки присутствовали не только на нательных украшениях, но и предметах быта, посуде, мебели.
Более того, якутский орнамент, присутствующий на исследуемых предметах, наносился совершенно разными способами. Например, это была ковка по металлу, чеканка, гравировка, вышивка и т. д.
Как классифицировали орнамент другие ученые и этнографы?
После публикаций Носова якутскими национальными узорами и орнаментом заинтересовались другие исследователи и этнографы. Они также исследовали эти рисунки и предлагали свои версии возможной их классификации. Так, немецкий этнограф У. Йохансен предлагал выделить два основных направления в якутском искусстве: спиральный и геометрический.
Другой исследователь и археолог А. И. Гоголев попытался разделить искусство согласно существующим этапам этнической якутской истории. По его мнению, в орнаменте присутствовали элементы народного фольклора, этнографии, живописи, археологии и истории. При этом он активно сравнивал рисунки народов Якутии с орнаментами других народов. В итоге ему удалось выявить интересную закономерность.
Оказывается, якутский орнамент имеет несколько общих черт с рисунками иных тюркоязычных народов. Однако в нем нет мотива меандра, как у монгольского народа. Также отличается используемый материал и способ нанесения узора.
Классификация орнамента по традиционному принципу
Встречались этнографы, которые классифицировали якутский орнамент по традиционному принципу. В ходе исследования они выделяли две группы рисунка: растительного и геометрического вида. Со временем в данную классификацию добавили зооморфную (с изображением представителей животного мира), антропоморфную (с рисунками человека), орнитоморфную (с символами птиц).
Однако многие этнографы считают, что сами тематические узоры часто трудно читаются. Особенно это актуально для людей, кто сталкивается со значением якутского орнамента впервые. Кроме того, часто изображение животных тесно переплетается с растительным или геометрическим орнаментом, что сильно ухудшает общее восприятие о рисунке. Это еще больше запутывает и усложняет интерпретацию такого узора.
Присутствие в орнаменте следов животных
В орнаментальных картинах народов Якутии часто используются рисунки, имитирующие следы животного. Например, на некоторых предметах интерьера можно встретить следы лося, медведя, мыши, утки и других представителей животного мира. Многие исследователи предполагают, что данное изображение напрямую связано с народными поверьями так называемой охотничьей магии. Именно для нее характерно почитание следов животных.
Какие виды якутских орнаментов бывают?
Существует много различных интерпретаций и классификаций видов орнаментов народа Якутии. Однако среди многочисленных версий выделяют геометрический вид рисунка. Как правило, в нем присутствуют различные геометрические фигуры, расставленные в определенной последовательности. При этом такие мотивы могут быть простыми и сложными. К простым можно отнести умелое сочетание линий. Они могут быть длинными, короткими, одинарными и двойными.
Такие виды якутского орнамента используются при резьбе по дереву, в процессе гравировки и вышивки бисером. Примечательно, что для нанесения таких линий используется самый разнообразный материал. Например, дерево, сукно, береста, серебро, кость.
Прямые линии выполняют роль как основного, так и переходного узора. Они плавно соединяют один или несколько элементов с разным рисунком.
Необычный «гребенчатый» орнамент
Кроме прямых и длинных линий, в якутских узорах встречаются короткие и частые линии, напоминающие пунктир или штрихи. Такой узор еще называют «гребенчатым». Ярким примером такого рисунка является изображение линий на бортиках кубков, предназначенных для питья кумыса. Смысл якутского орнамента такого типа заключается в создании плавных переходов между рисунками, придания эффекта завершенности.
Модификации «гребеночного» узора
Помимо стандартного пунктирного рисунка, «гребеночный» узор часто сменяется шашечным мотивом. Данный рисунок представляет собой особое чередование коротких штрихов с небольшими квадратными промежутками (они называются цезурами). Сам же гребень, присутствующий в названии узора, является символичным. Он связан с плодородием и благосостоянием. Его часто используют при изготовлении кумысных кубков. Якутские народные орнаменты из металла также часто содержат подобные рисунки.
Мотивы с изображением крестов
В народных рисунках часто встречается мотив креста. При этом данная фигура является равноконечной. Следовательно, ее несложно вписать вовнутрь квадрата, круга, ромба и даже треугольника. Более того, часто крест располагается под наклоном. В итоге получается иксообразный элемент, легко вписывающийся практически в любой узор. Обычно используют его при создании изделий из дерева, слоновой кости.
Ромбические мотивы в рисунке
Среди других рисунков вполне реально рассмотреть такой элемент, как ромб. Как правило, он ассоциируется с плодородием и женским началом. Ромбы часто сочетаются с арочными элементами, которые считаются символами детской колыбели, материнства. Данные мотивы присутствуют на ювелирных изделиях из металла, деревянной посуде, на кумысных кожаных мешках.
Применение в народном творчестве зигзагов
Отлично смотрятся в узорах и так называемые зигзаги. Эти элементы несложно обнаружить на ювелирных изделиях, деревянных и металлических предметах быта, в оформлении интерьера. Например, при помощи зигзагов украшают декоративные дверные проемы и перегородки, называемые хапахчы. Они же принимают активное участие при маскировке швов и стыков, возникающих в процессе создания орнамента.
Данные элементы используются при создании оберега под названием харысхал. Якутские орнаменты в данном случае будет нести не только эстетическую красоту, но и определенную магическую защиту. Считается, что такой оберег способен защитить детей и вашу семью от негативного влияния потусторонних сил. Он приносит удачу и спасает от дурного глаза, несчастья и невезения.
Несколько слов о других геометрических мотивах
В рисунках якутского народа часто встречаются несложные элементы, например, круги, прямоугольники и квадраты. С их помощью ремесленники и мастера создают красивые пояса. Помимо круга в орнаменте встречается изображение точек. По словам экспертов, этот элементы народные умельцы позаимствовали от ремесленников Древнего Египта. Оттуда же пошла и интерпретация данного тандема (круга и точек), связанная с божественностью и солнцем. Круг также считается прекрасным оберегом и символом огненной мощи.
Наиболее часто круги с точками можно увидеть на самых разнообразных изделиях из дерева, кожи, слоновой кости, серебра, глины, бересты. Круги разных диаметров присутствуют на элементах и деталях одежды: головных уборах, верхней одежде, поясах, халатах.
Почему фигура человека не реалистична?
Помимо геометрических изображений, на этническом орнаменте народа Якутии иногда присутствуют образы или фигуры человека. Однако они далеки от изображения реальных людей. Причина такой схематичности напрямую связана с верой якутов в духов. Такие предрассудки слегка тормозили развитие и модернизацию фигуры человека.
Позднее она стала более четкой и изящной. Орнаменты с человеческими фигурами нашли распространение на изделиях их текстиля, дерева, кости. Их также изображали на передней части седла, где сидели преимущественно женщины.
Еще позже фигуры людей (в виде играющего на бубне шамана) изображали на чашах для кумыса. Очертания явной женской фигуры можно увидеть в якутской вышивке. Такая фигура обозначала плодородие, женское начало и являлась оберегом семейного очага.
Мифические мотивы в искусстве
Среди самых известных мифических персонажей, плавно перекочевавших из Греции в Якутию, стал кентавр. Его фигуру можно было видеть на разных металлических украшениях, посуде, предметах декора, вазах. Но, по мнению экспертов, этот элемент не слишком прижился. Поэтому и использовался не слишком часто.
Совсем иначе дело обстоит с изображением реальных и мифических птиц. Они символизируют свободу, радость, устранение всяческих преград и границ. Самым востребованным рисунком считается, конечно же, орел. Он считается покровителем охотников и своеобразным мужским талисманом.
Второй по популярности птичкой, которую включали в свой орнамент якутские мастера, является ворон. Это тотем силы, мудрости и выносливости. Лебедь – считался символом невинности, чистоты. Он приносил в дом счастье.
Изображения растений в рисунках
Цветочный и растительный орнамент также стали неотъемлемой частью народного творчества Якутии. В различных вариациях можно встретить красивый вьющийся стебель, напоминающий вьюн или дикий плющ. От этого стебля могут отходить стебли, листочки, бутоны и цветы. Такие растительные мотивы несложно заметить на серебряных изделиях, посуде, поясах, головных уборах, седлах, обуви.
Среди разновидностей растительного орнамента реально встретить мотивы фруктов, ягод и трав. В рисунках также встречаются деревья с большой и раскидистой кроной.
Ряды, столбцы и повторения
В народном творчестве встречаются не только одинокие композиции с изображением точечных мотивов. Обычно рисунки тесно переплетаются между собой. Создание гармоничной завершенности орнамента удается достигать при помощи повторений рисунков, грамотного распределения их на ряды и столбцы. И, конечно, такие узоры выглядят завершенными. Они зрелищные и сразу же бросаются в глаза своей безупречностью.
Как видим, орнамент является занимательным видом искусства, лекции о котором можно включить в учебный план среднеобразовательной школы и ктп. Якутские народные орнаменты из металла, дерева и глины интересны не только взрослым, но и детям.