2010 год для тату

Искусство забивать: как менялась мода на татуировки

Такого бума тату, как сегодня, мы еще не видели, хотя традиции забивать себя уже больше пяти тысяч лет. Совместно с TBRG Open Афиша «Daily» вспоминает, как в последних поколениях менялось отношение к татуировкам и рассказывает о главных тату-трендах сегодня.

Ветхий Завет против татуировок

В древности татуировки делали практически во всех уголках света — от Японии до Мексики, от скифов Горного Алтая до фараонов Древнего Египта. В Европе тату были широко распространены среди германцев, бриттов, галлов, греков, славян. Отношение к традиции резко изменилось после распространения христианства. Тату не одобрялись еще в Ветхом Завете: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена», а в 787 году папа Адриан I наложил категорический запрет на языческий обычай татуировки. Ослушание наказов Католической церкви в те времена ни к чему хорошему не приводило, и традиция тату в Европе сошла на нет почти на тысячелетие. Примерно такое же отношение к рисункам на коже в исламе, поэтому начиная с VII века от татуировок отказывается мусульманский мир, где запрет на тату действует и сегодня.

Читайте также:  Можно ли делать коррекцию тату через неделю

Джеймс Кук возвращает татуировки

Воскрешение традиции связано с английским мореплавателем Джеймсом Куком. В 1771 году он привез с острова Таити в Англию не только само слово tattoo, но и татуированного с ног до головы полинезийца — Великого Омаи, который вызвал первую волну интереса к узорам на теле. В те времена татуировки стали атрибутом моряков, а среди жителей суши такие вольности позволяли себе разве что циркачи.

Первый тату-мастер в Европе

Первым тату-мастером Западной цивилизации называют Мартина Хильдебрандта, который в 1860-х, во время Гражданской войны в США, стал татуировать знаки войсковой принадлежности на телах солдат, чтобы в случае смерти их было легче опознать. После войны Хильдебрандт открыл в Нью-Йорке первую тату-студию, где он полностью зататуировал свою дочь Нору Хильдебрандт, которая успешно демонстрировала свои татуировки в цирке.

Тату как развлечение для аристократии

На рубеже XIX–XX веков татуировка становится популярным и недешевым увлечением аристократии по всему миру. Тренд начался с того, что принц Уэльский во время визита в Японию в 1881 году сделал себе татуировку дракона. После того как об этом узнали журналисты, интерес к тату в Старом Свете среди придворных и богемы зашкалил. К слову, обзавелся татуировкой и последний российский император Николай II.

В 1891 году еще одна легенда татуировки — американец Сэмюэль ОʼРейли — сделала первую электрическую тату-машинку. Это упростило нанесение тату, но на их художественную ценность никак не повлияло — до середины XX века татуировки не отличались ни оригинальностью сюжетов, ни искусностью исполнения.

От секс-работниц до рок-звезд

Несмотря на подъем популярности татуировки в аристократических кругах, в целом это явление было довольно маргинальным и в основном оставалось украшением секс-работниц, моряков и мафии. Все изменилось в 50–60-е годы, когда в мире начали набирать обороты контркультурные молодежные движения. Битники делали японские татуировки, приобщаясь к восточному мистицизму, хиппи и байкеры татуировали себя в знак протеста против войны во Вьетнаме. В тех же 60-х тату-мастерами становятся ряд выпускников художественных вузов — Спайдер Уэбб, Джейми Саммерс, Эд Харди — и выводят это искусство на качественно новый уровень исполнения.

Читайте также:  Кристина по китайски тату

Дженис Джоплин, Black Sabbath, Guns N’ Roses: татуировки становятся частью субкультуры

В 1970 году знаменитый мастер Лайл Таттл сделал тату-браслет на запястье Дженис Джоплин, фото которой попало на обложку Rolling Stone . Популярность татуировок среди молодежи, пожалуй, впервые стала массовой. К рубежу 70–80-х сам факт наличия татуировок становится символом нонконформизма, антиправительственного настроя и одним из атрибутов панк-среды. А после того как в 1981 году заработал канал MTV, который крутил клипы татуированных Mötley Crüe, Black Sabbath, Guns N’ Roses, тату в западном мире двинулось из неформальных кругов в массовую культуру.

Тот же Лайл Таттл одним из первых обратился к теме племенных стилей, запустив этим эволюцию этнических татуировок, которая продолжается в развитии орнаментальных стилей и сегодня. С начала 80-х разнообразие стилей в татуировке начинает стремительно расти, появляются работы в стиле new school, биомеханика, крайне популярными становятся кельтские орнаменты.

Тату в СССР

В дореволюционной России среди богемы и аристократии татуировка также была очень популярна, но советская власть быстро пресекла такой вид самовыражения, и традиция перекочевала в тюрьму. Одной из важных причин распространения тату на зоне в 20-х годах стал запрет на ношение нательных крестов. Вместо них уголовники, в большинстве своем люди верующие, стали татуировать кресты на коже. За годы советской власти традиция воровской татуировки сильно развилась: по рисункам можно было проследить весь жизненный путь преступника — где родился, за что сидел, особенности характера, привычки. По сути, это был набор официальных документов преступника, без которых в воровском мире человек был неполноценным.

Тюремные татуировки как тренд

Изменение отношения к татуировкам начинается в 80-х, когда татуироваться начинают рокеры, байкеры, панки, футбольные фанаты и советские битники. К началу 90-х татуировка в России стала сравнительно популярным явлением, а в 1995 году в богемном московском клубе «Эрмитаж» прошла первая в России тату-конвенция.

В 2000 году вышел фильм «Печать Каина» американского фотографа и сценариста Элис Ламберт о тюремной татуировке в России. После его выхода на Западе russian criminal tattoo резко набирает популярность среди людей, никак не связанных с преступным миром. Еще более мощным фактором популяризации таких татуировок стала попавшая в руки английского издательства Fuel коллекция фотографий с наколками заключенных. Ее автор — Данциг Балдаев — с 1951 по 1981 год работал надзирателем в ленинградских «Крестах». В Лондоне прошла выставка этих фотографий, и скоро вышел трехтомник с 3000 изображений татуированных советских преступников, а западная молодежь, вооружившись этой книгой, снова потянулась в тату-салоны.

Что читать и смотреть по теме: «Татуировки заключенных» Данцига Балдаева, фильм «Печать Каина», энциклопедия в трех томах «Russian Criminal Tattoo».

Пик популярности

За последние пару десятилетий татуировка превратилась в огромную индустрию с бесконечным количеством жанров, направлений и последователей. У 30% американцев есть тату, и у большинства из них — не одна. На теле рисуют абсолютно все — от корявых детских рисунков до сложнейших орнаментальных узоров, от галлюциногенного арт-брюта до детализированных пейзажных картин. Стили при этом могут смешиваться самым неожиданным образом в зависимости от видения автора.

Значения и стили тату

Инфографика: популярность стилей тату в Москве

В нашем каталоге татуировок представлены все наиболее популярные тату стили с их описанием, эскизами и фото лучших тату со всего света.

Искусство нанесения татуировки зародилось еще среди первобытных племен, и выражало социальный статус и достижения члена племени. Неизвестно, какие направления в татуировке зародились первыми, однако самым старым считается old-school (олд-скул) – такие татуировки носили моряки, чтобы защититься от несчастий, отметить какое-либо важное событие в своей нелегкой жизни или просто не забыть лица своих любимых за долгое плавание. В то время стилей тату было не так уж много, мастеров – еще меньше, так что проблем с выбором не возникало. Сейчас все совсем по-другому. Сделать тату не возникает проблем.

Старые и новые стили татуировок

На данный момент существует более 40 разных стилей тату, в которых непосвященному человеку разобраться достаточно трудно. Биомеханика, графика, трайбл, японские и байкерские татуировки и т. д. Искать их в интернете, вместе с мастерами, примерами работ и т.п. — титанический труд. Поэтому на нашем сайте тату салона в каталоге вы сможете не только увидеть примеры лучших работ со всего света в выбранном стиле, но и узнать о его истории, характерных особенностях, местах, на которых татуировки выбранного направления будут смотреться лучше всего и выбрать ту разновидность тату, что подойдет вам по вкусу.

Рекомендации к выбору стиля тату

Помните, что татуировка – это раз и надолго, так что к ее выбору стоит подойти ответственно.

Вот несколько основных правил, которые могут помочь:

  • Выбирайте те стили татуировок, которые вам действительно нравятся, а не «крутые», «которые есть у всех», «кто-то посоветовал» и т. д. Иначе через пару недель можете обратиться за сведением тату.
  • Татуировка должна быть осмысленной и подходить к вашему телосложению. Крепкий и рослый мужчина с маленьким иероглифом на плече будет смотреться не так круто, как тот же самый мужчина с «рукавом» или агрессивным сюжетом.
  • Если вы не знаете, что хотите сделать, то всегда можете полистать каталог на нашем сайте или проконсультироваться с тату мастером, который поможет подобрать стиль и рисунок.
  • Помните, что мастера – личности творческие, и у всех из нас разные представления о красоте и приемлемости, к тому же, они могут предпочитать одни направления другим и специализироваться на них (например, наносить тату стиль олд-скул, но не переносить на дух трайбл). Так что в исполнении татуировки по вашему эскизу могут, как отказать, так и предложить компромиссный вариант.
  • Вне зависимости от того, какую татуировку, стиль или мастера вы выберете, наносимая татуировка имеет только то значение, которое вы в нее вкладываете. Ни больше, ни меньше.
  • Экономить на татуировке не стоит, цена на тату должна быть адекватной. Она останется у вас если не на всю жизнь, то на очень долгий срок, так что лучше заранее позаботиться, чтобы она не превратилась через год-два в размытое пятно.
  • Самое очевидное, главное, но часто игнорируемое правило – не делать татуировку в совершенно неадекватном состоянии (находясь в состоянии опьянения, «просто по приколу», разозлившись, назло кому-либо).

Как появились татуировки

Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

Oднако, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.

Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода…

Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании.

Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти, — и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Татуировка связана и с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю — Апо-Кезио — всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только «дикарями». В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием.

В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — «собака». В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тожебыла татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой «D» метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена.»

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово «tattoo», но и «Великого Омаи», сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия «знатного дикаря».

К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных «профсоюзов», использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-«репертуара» морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами.

Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.

А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О»Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней тату — истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.

Оцените статью